sergei_kulikov

Category:

Завершение или конец реставрации. Кижи 2020.

Оживленные публикации о реставрации памятника всемирного наследия Преображенской церкви в Кижах несомненно радуют: «Наконец-то реставрация длинной в 40 лет завершается!», с другой стороны— на выложенных фотографиях настораживает обилие замен и новодела там, где, как мне кажется, их можно было бы избежать.

Постройки Кижского погоста имеют свою богатую строительную историю. Это история строительства, ремонтов и поновлений Преображенской церкви: 1714, 1818 (время первой обшивки), 1860-е (поновление и ремонт), 1950 (разборка обшивки, реставрация стен, кровель и крыльца) и наконец современная реставрация. Здесь перестраивались в позапрошлом веке, и возможно неоднократно, Покровская церковь и колокольня, и наконец в 1950-е появилась реплика старинной ограды погоста.

Чертежи академика архитектуры Л.В.Даля, 1876.
Чертежи академика архитектуры Л.В.Даля, 1876.
Фото Калинкина 1926 год. (?)
Фото Калинкина 1926 год. (?)

Материальные следы этой истории можно было прочесть по отдельным конструкциям здания и по следам крепления уже утраченных конструкций. До реставрации памятник можно было читать как познавательную книгу по старым строительным технологиям, уникальным конструктивным решениям. Можно было проследить, какие опасности могут возникнуть при неправильном подборе материалов, неудачных конструктивных решениях изначального дизайна и в следствии отсутствия надлежащего ухода за зданием, в частности, своевременной ликвидации протечек, или в следствии неудачно проведенного ремонта или попыток его провести. Так,  попытка подведения каменных фундаментов на известковом растворе в 1860-е завершилась устройством фундамента только под западным прирубом церкви. Деревянными вагами задачи подъема такого здания было не решить, и дальнейшие работы по всему периметру сруба были остановлены.

Теперь строительная история Преображенской церкви полностью зачищена, убраны все поздние наслоения, ликвидированы старые фундаменты, которые можно было бы укрепить (об этом я писал https://sergei-kulikov.livejournal.com/9287.html ), так сказать, «исправлены все ошибки прошлого».

На снимке справа - строится новое крыльцо по современному оригинальному проекту. Патина на выпусках бревен крыльца, пусть вас не смущает, этим бревнам всего 10 лет. Появившаяся новая каменная мостовая и современная планировка территории кладбища Кижского погоста, (очевидно по старым могилам), кажутся хорошим решением при огромном потоке туристов. Но оптимальным было бы, все-таки, устройство мостков: обратимо и не меняет конфигурацию исторического ландшафта. "Миссия рекомендует вносить как можно меньше изменений на территории ОВН (Объекта всемирного наследия), и предпочтительны только те воздействия, которые необходимы для облегчения стока воды от зданий. Границы между различными поверхностями должны быть скорее невидимыми, чем четкими, чтобы сохранить дух сельской местности. Чётко очерченные границы могут создать негативное впечатление городских элементов." https://kizhi.karelia.ru/media/info/files/attached/1807/otchet_missii_2018_1.pdf
На снимке справа - строится новое крыльцо по современному оригинальному проекту. Патина на выпусках бревен крыльца, пусть вас не смущает, этим бревнам всего 10 лет. Появившаяся новая каменная мостовая и современная планировка территории кладбища Кижского погоста, (очевидно по старым могилам), кажутся хорошим решением при огромном потоке туристов. Но оптимальным было бы, все-таки, устройство мостков: обратимо и не меняет конфигурацию исторического ландшафта. "Миссия рекомендует вносить как можно меньше изменений на территории ОВН (Объекта всемирного наследия), и предпочтительны только те воздействия, которые необходимы для облегчения стока воды от зданий. Границы между различными поверхностями должны быть скорее невидимыми, чем четкими, чтобы сохранить дух сельской местности. Чётко очерченные границы могут создать негативное впечатление городских элементов." https://kizhi.karelia.ru/media/info/files/attached/1807/otchet_missii_2018_1.pdf

Первое, что бросается в глаза, это появление нового крыльца с южной стороны, стыкующегося с центральным крыльцом. Проект Владимира Рахманова.  

На фото видна дверь из трапезной "в никуда" и штраба крепления досок пола площадки, с которой путь мог вести на колокольню или на землю. Следы крепления крыши "современного" крыльца под вопросом.
На фото видна дверь из трапезной "в никуда" и штраба крепления досок пола площадки, с которой путь мог вести на колокольню или на землю. Следы крепления крыши "современного" крыльца под вопросом.

Наличие двери, ведущей из трапезной «в никуда», еще недостаточный аргумент для восстановления крыльца, тем более, что для устройства выпусков под него пришлось, вероятно, пожертвовать оригинальными бревнами сруба.  

Графическая реконструкция Кижского погоста на период существования старой колокольни (до 1860-х), выполненная Львом Лисенко. Колокольня соединена с Преображенской церковь "церковным мостом".
Графическая реконструкция Кижского погоста на период существования старой колокольни (до 1860-х), выполненная Львом Лисенко. Колокольня соединена с Преображенской церковь "церковным мостом".

Архитектор Лев Лисенко, обследовавший Преображенскую церковь на протяжении многих лет, начиная с 1940, предположил, что существующая дверь могла вести на так называемый «церковный мост», соединявший в свое время церковь со старой не дошедшей до нас колокольней, разобранной за ветхостью в середине 1800-х. Во всяком случае, если бы крыльцо действительно было, то вероятно, на южной стене трапезной были бы видны какие-то следы примыкания кровли и тп. Типа тех, что мы видели на западной стене трапезной оставленные от крыши центрального крыльца. Увы, таковых, насколько мне помнится, в предыдущих исследованиях отмечено не было. 

На снимке хорошо видны светлые полосы на западной стене трапезной в местах примыкания крыши и тетив крыльца.
На снимке хорошо видны светлые полосы на западной стене трапезной в местах примыкания крыши и тетив крыльца.

Так или иначе, сам факт восстановления крыльца, которого никто из ныне живущих никогда не видел, при отсутствии неоспоримых свидетельств, есть прямое нарушение реставрационных принципов. «Там, где начинается гипотеза, заканчивается реставрация». Теперь «крыльцо Рахманова» подается как подлинное крыльцо памятника…

Решетчатая дверь в подлет. Вход туда был прорублен позднее, судя по всему, для проноса тел покойных для захоронения. С поновлением церкви в 1860-е практика захоронений была прекращена, судя по тому, что стена под крыльцом была зашита тесом (см. фотографию Билибина).
Решетчатая дверь в подлет. Вход туда был прорублен позднее, судя по всему, для проноса тел покойных для захоронения. С поновлением церкви в 1860-е практика захоронений была прекращена, судя по тому, что стена под крыльцом была зашита тесом (см. фотографию Билибина).
Старые фундаменты 1860-х выглядели совершенно иначе, чем сегодняшние на предыдущем снимке.
Старые фундаменты 1860-х выглядели совершенно иначе, чем сегодняшние на предыдущем снимке.

Ко всему этому добавились, судя по фотографиям, новые решетчатые дверные полотна при входе в подклет и внутренние церковные помещения. Аналоги решетчатых дверей можно было увидеть разве что в реплике ограды погоста1950-х, но никак не в Преображенской церкви. Для чего они тут появились? Для вентиляции или безопасности?..

Решетчатые двери из трапезной в церковь. Да и лавки вдоль стен должны были бы сохраниться старые.
Решетчатые двери из трапезной в церковь. Да и лавки вдоль стен должны были бы сохраниться старые.

Дальше все стало еще проще. Из памятника исчезли многие оригинальные конструкции, которые могли бы быть восстановлены на своих местах. Исчезли тябла «неба» собственно церковного помещения. 

Потолок церкви, "небо", полностью из нового материала. Хотя «общая рекомендация Миссии ИКОМОС заключается в том, что сначала необходимо завершить консервацию и установку подлинного иконостаса на своё место, при этом одновременно установить сохранившиеся тябла потолка «неба». (Март 2018, Отчет консультативной Миссии ИКОМОС.)
Потолок церкви, "небо", полностью из нового материала. Хотя «общая рекомендация Миссии ИКОМОС заключается в том, что сначала необходимо завершить консервацию и установку подлинного иконостаса на своё место, при этом одновременно установить сохранившиеся тябла потолка «неба». (Март 2018, Отчет консультативной Миссии ИКОМОС.)
Тябловое "небо" перед реставрацией. Сами иконы "неба" были утрачены в середине прошлого века.
Тябловое "небо" перед реставрацией. Сами иконы "неба" были утрачены в середине прошлого века.
Разборка иконостаса, 1980. Тябла неба на своих местах.
Разборка иконостаса, 1980. Тябла неба на своих местах.

То же случилось с крашеной подшивкой бочек, на которых еще оставались следы краски, и которую вполне можно было бы оставить на месте как свидетельство «благолепного поновления» 1860-х.  

На крайних досках тесовой подшивки бочки сохранились следы краски (белила и желтая охра), по которой можно представить, как выглядела Преображенская церковь с 1860-х по 1950-е. При реставрации 1950-х были восстановлены только недостающие прилегающие к срубу доски, а старый материал подшивки сохранен.
На крайних досках тесовой подшивки бочки сохранились следы краски (белила и желтая охра), по которой можно представить, как выглядела Преображенская церковь с 1860-х по 1950-е. При реставрации 1950-х были восстановлены только недостающие прилегающие к срубу доски, а старый материал подшивки сохранен.
Теперь вся подшивка - из нового материала, а полицы бочек вообще остались не подшитыми.
Теперь вся подшивка - из нового материала, а полицы бочек вообще остались не подшитыми.

То же с оригинальными резными столбами крыльца, которые в 2009 году сначала клеили и зачищали от краски, но мы их не видим на оригинальном месте . 

Оригинальный столб в процессе реставрации. Зачищен, на сколько это было возможно от старой краски, и восстановлена "природная целостность", то есть проклеены все трещины. На новом крыльце его нет...
Оригинальный столб в процессе реставрации. Зачищен, на сколько это было возможно от старой краски, и восстановлена "природная целостность", то есть проклеены все трещины. На новом крыльце его нет...

Я не говорю о столбах реставрации 1950-х. По их поводу Владимир Максимов вспоминал историю, рассказанную ему Александром Ополовниковым: «И вот когда столбы были готовы и установлены на место, я обнаружил, что вместо трех порезок на столбах, венчающих резную выкружку столба, Никита Григорьевич сделал четыре порезки, а не три, сделал ему замечание. Он ответил: Александр Викторович, посмотрите внимательно на все, убедитесь, что столбы с четырьмя порезками выглядят не хуже, а лучше, да и мы не хуже тех мастеров, что делали раньше».

Фото Ивана Билибина 1904 год. На крыльце оригинальные столбы и балясник (1865?). Балясины не вписывались в концепцию первоначального облика церкви по версии А.В.Ополовникова и были убраны, а столбы то ли из-за того, что оказались крашенными, то ли пятки у них подгнили, были заменены целиком в 1950-е.
Фото Ивана Билибина 1904 год. На крыльце оригинальные столбы и балясник (1865?). Балясины не вписывались в концепцию первоначального облика церкви по версии А.В.Ополовникова и были убраны, а столбы то ли из-за того, что оказались крашенными, то ли пятки у них подгнили, были заменены целиком в 1950-е.
Столбы крыльца работы 1950-х годов, восстановленные в 1990-х. Заменены подгнившие пятки столбов, хотя экономически плотникам было бы выгодней изготовить новые по реставрационным расценкам. Но из уважения к старшему поколению, которое навыки плотницкого ремесла приобретали из рук в руки,а не по книгам, выполнили лишь протезы на сгнивших участках. Внизу дверь в подклет, обитая железом. Виден фрагмент фундамента на известковом растворе 1860-х.
Столбы крыльца работы 1950-х годов, восстановленные в 1990-х. Заменены подгнившие пятки столбов, хотя экономически плотникам было бы выгодней изготовить новые по реставрационным расценкам. Но из уважения к старшему поколению, которое навыки плотницкого ремесла приобретали из рук в руки,а не по книгам, выполнили лишь протезы на сгнивших участках. Внизу дверь в подклет, обитая железом. Виден фрагмент фундамента на известковом растворе 1860-х.

Реставраторы, как правило, приходят на памятник, чтобы сохранить материальное наследие, а не подменять его новоделом, каким бы красивым и «правильным» это не было. Если можешь сделать лучше, строй свой храм. В любом случае, это будет постройка твоего времени, а никак не XVIII или XIX веков. 

Теперь мне стало понятно недоумение участников кижских курсов международного комитета по реставрации ИККРОМ в разговоре, случайно подслушанном мной в поезде Петрозаводск-Питер в сентябре этого года. —«Странно, но российские «эксперты» (кавычки были показаны пальцами рук) не понимают, что дверь восемнадцатого века и ее копия, сделанная сейчас, - это разные вещи. Одной двери триста лет, а современной всего лишь пять!» То есть, по мнению зарубежных реставраторов наши «эксперты» не понимают важности подлинного материала, ее уникальной антикварной ценности! Что срок поставки трехсотлетней доски — триста лет и не меньше. 

И уж совершенно в голове не укладывается, как при таком количестве «реставраторов высшей квалификации» в самом музее и подрядных организациях никто не усомнился в правильности избранного метода подмен подлинного материала на новодел? Хотелось бы с этим разобраться...

Обрешетки главок, лемех и все, что не так важно по мнению наших реставраторов, привычно заменено на новое.
Обрешетки главок, лемех и все, что не так важно по мнению наших реставраторов, привычно заменено на новое.
Старая обрешетка главок церквей хотя и нашпигована гвоздями, но вполне пригодна для использования и могла бы быть сохранена при аккуратном с ней обращении.
Старая обрешетка главок церквей хотя и нашпигована гвоздями, но вполне пригодна для использования и могла бы быть сохранена при аккуратном с ней обращении.
Дощатое обрамление продухов восьмериков "из-под пилы".
Дощатое обрамление продухов восьмериков "из-под пилы".

Вслед за «улучшением» технического состояния церкви, повлекшего за собой не укрепление основания здания церкви, а устройство новых буто-бетонных фундаментов с удалением всего культурного слоя, включая захоронения предков внутри церкви и возле нее, последовало «выправление» всех деформаций, как угрожающих памятнику, (что нужно было сделать по рекомендации экспертов ИКОМОС), так и не угрожающих, которые можно было бы оставить  для демонстрации процессов, происходивших в постройке в ходе строительства и в последующее время. К сожалению, «улучшению» подвергся весь внешний вид памятника. Из памятника с его богатой историей сделано надгробие, на котором теперь можно обозначить только две даты 1714 - 2020. Дата строительства и дата последней реставрации. Прочерк означает перечеркнутую строительную и историю ремонтов памятника. К сожалению и оригинальные «малозначимые» элементы оригинала 1714 года попали в утиль. К чему было оставлять от центральной да и прочих главок только журавцы, то есть каркас, когда всего-то нужно было заменить только кресты... Но сработала в не малой степени, вероятно, экономическая составляющая. По реставрационным расценкам новодел значительно выгодней кропотливой реставрации мелких мелких деталей: резных столбов, обрешетки главок, тябловых конструкций «неба»...

Невольно вспоминаются слова финского исследователя памятников Заонежья архитектора Ларса Петтерсона во время его последнего визита на остров Кижи в конце 1980-х, что после переборки Преображенской церкви из нее исчезнет душа...«Церковь эта – живой организм. Всегда помните о ее старости, 275 лет не шутка! И какие бы косметические операции не делали, молодость «старушке» не вернуть. Надо попробовать сохранить ее старческий шарм, и так, чтобы остались в глазах живые искры...

PS: Большинство фотографий взяты с сайтов музея Кижи и РК Карелия.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.