sergei_kulikov

Categories:

"Новые данные о старых церквях"

Вырезка из газеты Neuvosto Karjala #30.11.1990
Вырезка из газеты Neuvosto Karjala #30.11.1990

— так называлась моя заметка на финском языке в газете ”Neuvosto Karjala” от 30 ноября 1990. В ней говорилось о результатах дендрохронологического анализа по датировке карельских церквей, выполненного научным сотрудником университета Йоенсуу Пентти Цеттербергом. Собственно, для него она и была написана, дескать, его результаты у нас обнародованы.

«Дендрохроноло́гия (от др.-греч. δένδρονдерево, χρόνοςвремя, λόγοςслово, учение) — научная дисциплина о методах датирования событий, природных явлений, археологических находок и древних предметов, основанная на исследовании годичных колец древесины». (ВикипедиЯ) Поскольку дерево во время роста реагирует на благоприятные и неблагоприятные климатические условия шириной годовых колец, то эти кольца создают своеобразный ритмический рисунок, своего рода хронологическая запись климатических изменений в регионе. Сравнивая эти данные со специальной школой, можно определить год заготовки леса для строительства.

В свое время Новгородская Археологическая Экспедиция под руководством Б.А. Колчина еще в 1960-х при помощи дендрохронологического анализа датировала деревянные артефакты Великого Новгорода. Его сотрудники когда-то брали образцы древесины и в Кижах, но долгосрочного сотрудничества с музеем Кижи почему-то не сложилось.

Пентти Цеттерберг приехал на остров Кижи летом 1986, и мы отобрали образцы древесины в Преображенской и Покровской церквах Кижского погоста, в церкви Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря и Успенской часовни в Васильево. В ноябре того же годя я с сыном побывал в Челмужах и Лазарево, где взял пробы из бревен местных храмов.  

Работа по дендрохронологическому анализу носила чисто волонтерский характер, так как у музея Кижи не было средств оплачивать услуги зарубежной лаборатории, и я свою часть делал тоже в свободное от работы время. Отбирал пробы, готовил чертежи объектов со схемами расположения мест отбора проб. К сожалению, эти материалы были утрачены одним из коллег, который собирался использовать их в своих научных трудах. Но к счастью, недавно в старых бумагах я нашел копии текстовых материалов по датировке от Пентти Цеттерберга, хотя и без чертежей. Плюс моя заметка в газете позволяют восстановить и обнародовать некоторые данные.

Богоявленска церковь в Челмужах

Церковь Богоявления в Челмужах в 1996. Основная клеть, судя по дендрохронологическому анализу, построена после 1642, четверик над церковной частью -1775, сени — 1734. Колокольня, возможно 1844. Обшита в 1913.
Церковь Богоявления в Челмужах в 1996. Основная клеть, судя по дендрохронологическому анализу, построена после 1642, четверик над церковной частью -1775, сени — 1734. Колокольня, возможно 1844. Обшита в 1913.

Богоявленская церковь в Челмужах представляла для меня особый интерес, так как я в свое время писал диплом по реставрации этой церкви, в котором указывал предположительно на пять строительных периодов, определивших современный облик храма. По разным версиям клетская церковь была построена еще в 1577, потом инокиня Марфа, в миру Ксения Романова, мать первого русского царя из рода Романовых Михаила, по обету то ли заложила новую, то ли перестроила старую в 1605. Эта легенда легла в основание официальной даты постройки церкви.

Однако дендрохронологический анализ показал, что самые старые бревна в церкви были заготовлены не ранее 1642, сруб сеней появился после 1734, а центральный четверик над церковной частью после 1775. Это три строительных периода, приведшие к нынешнему облику храма. Возможно был еще один период, связанный со строительством колокольни ок. 1844.

Акт отбора проб для дендрохронологического анализа.
Акт отбора проб для дендрохронологического анализа.

В ХХ веке церковь еще дважды меняла свой внешний вид. К трехсотлетию Дома Романовых в 1913 году церковь была поправлена и обшита тесом под руководством архитектора Д.В. Милеева. Обшивку церкви, по-моему, вряд ли можно отнести к 1844, как это указано на сайте  Центра охраны памятников Карелии http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/katalog-golubaja-doroga-ot-petrozavodska-do-pudozha/medvezh-egorskij-rajon/cerkov-bogojavlenija-v-sele-chjolmuzhi-medvezh-egorskogo-rajona/ , так как на доремонтных фотографиях Милеева ее нет. http://kizhi.karelia.ru/collection/petropavlovskaya-tserkov-s-chyolmuzhi/3351 Во всяком случае на алтарной стене. И наконец, после восстановления разобранного во время войны центрального шатра в 1953, сруб восьмерика и сам шатер стали ниже. 

Церковь Богоявления в ходе восстановления разобранных во время войны шатров . 1950-е. Архив музея Кижи.
Церковь Богоявления в ходе восстановления разобранных во время войны шатров . 1950-е. Архив музея Кижи.

Плотники не стали восстанавливать разобранный верх в три-четыре венца, и сам шатер в своих пропорциях стал несколько отличаться от оригинального, судя по милеевским фотографиям 1913 года.

Ильинская часовня в Лазарево

Одной из древнейших сохранившихся часовен Карелии считалась Ильинская часовня в деревне Лазарево, датированная предположительно 1520 годом. Здесь были обнаружены бревна, срубленные не ранее 1571. Сени появились, судя по всему после 1825. Часовню, как и многие крестьянские дома, не составляло труда перебрать, при необходимости замены обветшавших бревен. При этом могли использоваться бревна от других построек. Поэтому разброс в датировке отдельных бревен может быть существенным.

Ильинская часовня в Деревне Лазарево Медвежегорского района до реставрации. 2003.
Ильинская часовня в Деревне Лазарево Медвежегорского района до реставрации. 2003.
Акт отбора проб для дендрохронологического анализа. Маркировка давалась снизу-вверх по принадлежности бревен северной, южной, восточной или западной стенам: "с", "ю","в", "з".
Акт отбора проб для дендрохронологического анализа. Маркировка давалась снизу-вверх по принадлежности бревен северной, южной, восточной или западной стенам: "с", "ю","в", "з".

Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря

Сюрприз преподнесла и церковь Воскрешения Лазаря, которую по легенде построил сам Лазарь Муромский еще в ХIV веке. Данные, полученные лабораторией Б.А. Колчина и Пентти Цеттербергом, практически совпали и указывают на 1460-е годы.

Оригинальный сруб церкви Воскрешения Лазаря во время восстановления ее на острове Кижи. (Фото из архива музея Кижи.)
Оригинальный сруб церкви Воскрешения Лазаря во время восстановления ее на острове Кижи. (Фото из архива музея Кижи.)

Успенская часовня в Васильево

Так же Успенская часовня в Васильево несколько помолодела, так как бревна на ее строительство были срублены не ранее 1702 года.

Успенская часовня в Васильево на переднем плане. На заднем плане на Нарьиной горе Ямкинская часовня, место которой заняла часовня во имя Нерукотворного образа, перевезенная в музейную коллекцию памятников  из деревни Вигово. (Фото из архива финской армии SA-arkisto. 1942)
Успенская часовня в Васильево на переднем плане. На заднем плане на Нарьиной горе Ямкинская часовня, место которой заняла часовня во имя Нерукотворного образа, перевезенная в музейную коллекцию памятников из деревни Вигово. (Фото из архива финской армии SA-arkisto. 1942)
Одна из сохранившихся схем отбора проб для дендрохронологического анализа. Успенская часовня в Васильево.
Одна из сохранившихся схем отбора проб для дендрохронологического анализа. Успенская часовня в Васильево.

Преображенская церковь Кижского погоста

Данные дендрохронологического анализа подтвердили, что Преображенская церковь была основана летом 1714, так как бревна на ее строительство заготавливались в 1713. А исследователями Колчина в верхней части церкви были обнаружены бревна 1718 года, что говорит о продолжительности ее строительства не менее 5 лет. Столбы, подпиравшие балки пола были установлены во время поновления не ранее 1869 года.

Преображенская церковь в начале последней реставрации.
Преображенская церковь в начале последней реставрации.
Результаты дендрохронологического анализа древесины Преображенской церкви.
Результаты дендрохронологического анализа древесины Преображенской церкви.

Покровская церковь Кижского погоста

Бревна зимней Покровской церкви датировались 1681 годом, однако нижнее бревно западной стены — 1784(!) годом, (а не 1764, как официально у нас принято). 

Покровская церковь, вид с Преображенской церкви. 1980
Покровская церковь, вид с Преображенской церкви. 1980
Результаты дендрохронологического анализа проб, взятых в Покровской церкви. В комментариях запись: 1. Третье снизу бревно по южной стене датируется 1681 годом, ... 3. Нижнее бревно западной стены — 1784.
Результаты дендрохронологического анализа проб, взятых в Покровской церкви. В комментариях запись: 1. Третье снизу бревно по южной стене датируется 1681 годом, ... 3. Нижнее бревно западной стены — 1784.

Когда спускаешься в подклет Покровской церкви, тебя поражает обилие ветхих на вид бревен, очевидно, долгое время экспонировавшихся под открытым небом, а никак не в закрытом пространстве подклета. Когда-то эти бревна были обращены на внешнюю сторону и на протяжении долгого времени (по датировке около ста лет) подвергались атмосферному вздействию, воздействию солнца, ветра и воды. То есть, бревна уже побывали в другой постройке. Может быть даже носившей название Покровской церкви, но разобранной по какой-то причине и собранной вновь с использованием старого и добавлением нового материала. При этом старые бревна "хорошей" внутренней стороной были повернуты наружу. Легче всего этот фокус, по-моему, мог получиться, если южная стена поменялась местами с северной и т.д.

Южная стена в подклете Покровской церкви. Поверхность бревен сильно повреждена. Церковь спустя примерно сто лет после строительства была перестроена, перебрана полностью, прежде чем приобрела нынешний вид. Легче всего этот фокус, по-моему, мог получиться, если южная стена поменялась местами с северной и т.д. (Фото 1987)
Южная стена в подклете Покровской церкви. Поверхность бревен сильно повреждена. Церковь спустя примерно сто лет после строительства была перестроена, перебрана полностью, прежде чем приобрела нынешний вид. Легче всего этот фокус, по-моему, мог получиться, если южная стена поменялась местами с северной и т.д. (Фото 1987)

Небольшое количество отобранных проб вызвано тем, что бревна церкви несмотря на большой диаметр были из молодого по возрасту леса с широкими годовыми кольцами, что затрудняло произвести точный анализ. К примеру на церкви Воскрешения Лазаря на один сантиметр приходилось до 20 годовых колец, а здесь от силы пять. Недостаток данных не позволяет категорически утверждать что-либо о времени перестройки церкви.

Думаю, легенды, с которыми связаны многие датировки, это хорошо для престижа памятника, но не для поиска истины. Во всем мире дендрохронолигеский анализ широко используется для уточнения фактических датировок памятников материальной культуры. Это ничуть не умоляет ценность памятника, расширяет наши познания о нем и о том как широко определенные приемы строительства и т.п. использовались на протяжении времени. Хорошо было бы эту работу когда-нибудь продолжить. У нас еще много нераспознанных памятников.


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.